Урок шестой. Сегодняшняя тема – Звёзды как небесные тела!

 

Это уже ваш шестой урок астрономии/астрологии! А пять уроков на моём предмете – раздел, курс. Ну не всегда, правда… как получится ☻! Так что, надеюсь, все сдали проверочную по первому разделу и набрали достаточно баллов, чтобы спокойно продолжать обучение.

Поздравляю!..

И если первый курс был простым и лёгким, лишённым логики – по сути, это было просто знакомство вас с астрономией/астрологией и меня с вами. Теперь пришло время серьёзной работы, умных слов и… плана обучения.

Итак, в ближайшее время вас ждёт:

Курс второй – астрономия: звёзды

*      Звёзды как небесные тела

*      Классификация звёзд. Чёрные дыры

*      Переменные звёзды. Пульсары

*      Кратные звёзды. Сверхновые. Белые карлики

*      Звезда по имени Солнце

Курс третий – астрономия: Солнечная Система (будет точно больше пяти уроков ☻…)

Курс четвёртый – астрология: мифология и история в астрологии

Курс пятый – основы прикладной астрологии (?)

 

Так что на ближайшие десять уроков про значения звёзд можете забыть вообще (злорадная усмешка).

Итак, let us begin.

Звёзды были на небе Земли всегда. Они восходили над динозаврами, хладнокровно наблюдали за Потопом и Ледниковым Периодом, помогали египтянам возводить пирамиды. Они были для людей и даже для маленьких зелёных гуманоидов с планеты Зора-Зора, проводящих на Земле свои бесконечные генетические эксперименты (девочка на третьей парте, что сразу в обморок-то грохаться, уже и приколоться нельзя) ориентирами, источниками вдохновения, предметами поклонения, изучения, боязни. Но что мы, простые пылинки во Вселенной, можем судить о громадных бездушных светилах, дающих жизнь и отнимающих её?.. мы можем лишь тихо их исследовать…

Наговорила-то, блин…

По сути, любая звезда – это огромный шар из раскалённых газов, в основном это водород, его бывает около 90%, и гелий, примеси других газов несущественны, но их роль зачастую очень важна – от их количества во многом зависит размер, температура и светимость звёзд. В центральной части этого шара должна быть очень высокая температура – миллионов шесть градусов как минимум. Это обеспечивает протекание термоядерной реакции, в ходе которой водород превращается в гелий, выделяя кучу энергии. Эта энергия улетучивается в космос в виде тепла и света, и "распирает" звезду, не давая ей коллапсировать. Что за возмущённые хрипы в классе? Записываем-записываем, коллапсировать – значит, сжиматься.

Жизненный путь звезды

По мощности излучения, массе, радиусу, температуре и химическому составу звезды – всё это определяется из наблюдений – можно рассчитать её прикидочный возраст. Пока никому из живых не удалось – и вряд ли когда-либо удастся – проследить жизнь одной определённой звезды от начала до конца по одной простой причине – они живут по нескольку миллионов лет ☻!.. Однако учёные могут наблюдать много звёзд, находящихся на разных этапах развития, что позволяет с некоторой долей точности написать биографию каждой из них.

Жизненный путь звезды довольно сложен. В течение своего существования она разогревается до очень высоких температур и остывает до такой степени, что в её атмосфере образуются пылинки, она может расширяться до размеров, сравнимых с орбитами внутренних планет Солнечной системы, и съёживаться до диаметра в несколько десятков километров! Картина её эволюции усложняется вращением, иногда оно бывает очень быстрым, до 500-600 км/с в каждой точке поверхности, это почти на пределе устойчивости (т.е. ещё немного, и центробежные силы разорвут звезду в клочья) – для сравнения, скорость вращения на поверхности Солнца – 2 км/с. А Солнце вообще можно использовать как эталон, она самая, что ни на есть, среднестатистическая звезда, она – относительно спокойная, но иногда с различными периодами оно испытывает колебания, на его поверхности происходят взрывы и выбросы вещества.

Активность большинства других звёзд гораздо выше. Они могут становиться переменными, на них происходят взрывы настолько сильные, что на короткий срок их блеск может превысить блеск всех остальных звёзд Галактики, вместе взятых.

Жизненный путь звезды определяется её начальной массой и химическим составом. Первое – вопрос трудный, так как маленькие небесные тела с Земли просто-напросто не видно, и поэтому, насколько малы могут быть звёзды, науке точно не известно. Теория утверждает, что в телах массой меньше семи-восьми сотых Солнца долговременные термоядерные реакции идти не могут, так что эта величина всяко больше. Только вот насколько?.. Потом звёзды расширяются, нагреваются, и,… не выдерживая собственной массы, взрываются.

Бум! Сверхновая ☻.

Химический состав звёзд

На первый взгляд, изучение химического состава звёзд – задача невыполнимая, попробуйте слетать куда-нибудь на Альдебаран с пробиркой для пробы ☻! Но с помощью метода спектрального анализа можно "расчленять" самые далёкие звёзды. Кстати, химия и физика на всю Вселенную одна, поэтому на любой из звёзд все элементы наши, родные, менделеевские. Только многие состояния веществ, как вырождение или сильная ионизация, на Земле не наблюдаются из-за… хм… некоторой разницы температур.

Магнитное поле

Важную роль в жизни звезды играет её магнитное поле. С ним связаны практически все проявления активности – пятна, вспышки, выбросы вещёства ("факелы")…

Чем сильнее магнитное поле, тем интенсивнее такого рода процессы. Наиболее они сильны в белых карликах и нейтронных звёздах из-за их сильной сжатости.

Основная классификация звёзд

*      Просто чисто конкретно звёзды, типа нашего Солнца (главная последовательность)

*      Белые карлики. Маленькие такие звёздочки, умирающие

*      Большие – субгиганты, гиганты, и сверхгиганты

*      Кратные звёзды, когда их несколько вместе, таких много

*      Переменные, меняющие свой блеск

*      Новые, это "умирающие", которые, взрываясь, увеличивают свой блеск на 12-13 звёздных величин

*      Сверхновые. Это то же самое, только "бум!" побольше

*      Нейтронные (пульсары). Это очень-очень маленькие звёзды с гигантской плотностью. Тоже трупы, по сути

*      Чёрные дыры (а это ведь звёзды… по сути ☻). Ну, все знают, что это такое.

Домашнее задание

  1. Приведите пример к каждому пункту приведённой классификации (не найдёте, спрашивайте)
  2. Сколько живёт звезда?
  3. Из чего она состоит?
  4. От чего зависит её интенсивность?
Hosted by uCoz